Выгодно ли производство макаронных изделий?
Макароны всегда пользуются высоким потребительским спросом, к тому же долго хранятся и представлены во множестве видов, что позволяет со временем расширить ассортимент. Но само бизнес-направление характеризуется высочайшей конкуренцией и серьезными первоначальными вложениями. Поэтому решив стать частью этой сферы, важно заранее продумать все плюсы и минусы.
Как сложилась рыночная ситуация?
Макароны доступны по цене и не портятся при длительном хранении, поэтому их покупают всегда. Это один из самых востребованных продуктов. Причем позволить их себе могут люди с невысоким достатком. А в кризисные времена макаронные изделия становятся чуть ли не основным рационом населения, поэтому их активно раскупают и запасают впрок.
Все это повлияло на рост числа производителей. Еще 5–6 лет назад этот бизнес считался одним из самых быстроокупаемых, не говоря уже о днях сегодняшних. Поэтому конкуренция более чем жесткая. Все, что продается на полках магазинов, представлено крупными брендами с громкими именами. Небольшие же предприятия были вынуждены закрыться. Чтобы не пойти по их пути, стоит уделить основное внимание формированию ассортимента.
Категории макаронных изделий
Все макароны можно отнести к той или иной группе:
- экономкласс. Сюда входят относятся весовые макароны категории В. Они занимают до 30 % от всего рынка. Производителей много, а вот рентабельность оставляет желать лучшего;
- средний ценовой сегмент. Включает макаронную продукцию того же В-класса, но расфасованную в пачки до 1 кг. На их долю приходится 25 % от всех выпускаемых изделий;
- «средний +». Макароны категории А, для производства которых используются твердые сорта пшеницы. Их больше всего на рынке — 35 %;
- премиум. Дорогие макароны, цена за пачку от 60 руб. Их меньшинство, не более 5 %. В этой нише самая низкая конкуренция и быстрая окупаемость. Но и спрос относительно небольшой.
Регистрация предприятия и оформление документов
В первую очередь важно определиться с формой ведения предпринимательства — ИП или ООО. Первый вариант для тех случаев, если цех будет небольшим, а работников мало. Из преимуществ простое ведение документации и низкие налоги. В заявке нужно указать код ОКВЭД 15.85.
В пакет документов для регистрации должны входить:
- разрешение от СЭС на ведение деятельности;
- договор купли-продажи либо аренды на помещение;
- сертификаты и акты, выданные Государственным пожарным надзором и экологической службой.
Как найти и оборудовать помещение
Не каждая производственная площадка подходит для запуска предприятия по изготовлению макарон. Выбирайте помещение:
- от 250 кв. м с возможностью обустройства складов для сырья и хранения готовых продуктов. Под последние понадобится отвести хотя бы 100 кв. м;
- с потолками в 3,5 м и выше;
- с необходимыми инженерными сетями — канализацией, водоснабжением, электричеством. Также обязательна вентиляция.
Из оборудования понадобятся пресс с матрицами, мукопросеиватель, бункер-стабилизатор, транспортерная и линия для сушки. Не стоит забывать о размещении стеллажей для хранения продукции, понадобятся и тележки для перевозки макарон. Все это можно купить по-отдельности либо же заказать уже готовые линии.
Например, полуавтоматические стоят в пределах 500–900 тыс. руб. и позволяют выпускать около 100 кг макаронных изделий в час. Большие объемы — до 500 кг/ч — выдают автоматические линии, но и стоят они дороже, как минимум 400 000 евро. Для небольшого цеха их покупка нецелесообразна.
Поиск персонала
Для начала работы большой штат не нужен. Достаточно иметь:
- технолога — его зарплата достигает 30 тыс. руб.;
- менеджера по сбыту — с заработной платой в 25 тыс. руб.;
- двух рабочих — на общую оплату их труда понадобится 40 тыс. руб.;
- грузчика-водителя — которому вы будете платить 25 тыс. руб.
У всех должны быть санитарные книжки.
При таком количестве сотрудников на зарплату будет уходить 100 тыс. руб. ежемесячно. Соответственно, если производство расширяется, то и работников будет становиться больше. Вести бухгалтерию первое время можно своими силами.
Где брать муку?
При поиске поставщика нужно исходить из объемов цеха. Например, сотрудничество с мукомольными компаниями не подойдет маленьким макаронным цехам из-за реализации сырья крупным оптом. Хотя при таком заказе цена на него будет ниже.
Малые партии приобретают через посредников, но платить придется чуть больше из-за наценки.
Затраты и рентабельность
Все расходы можно поделить на 2 больших категории:
Одноразовые
- Покупка оборудования и его пусконаладка — в среднем 1 млн руб.
- Ремонт помещения — 200 тыс. руб.
- Регистрация — 1000 руб.
- Брендирование — 200 тыс. руб.
Ежемесячные
- Арендная плата — 100 тыс. руб.
- Оплата коммунальных услуг — 20 тыс. руб.
- Проведение рекламных кампаний — 100 тыс. руб.
- Заработная плата — 100 тыс. руб.
- Закупка сырья — 600 тыс. руб.
При таком уровне затрат цех начнет приносить прибыль не ранее 18–20 месяцев после открытия. Но большое значение имеет сама продукция и ее класс, эффективность рекламы и сезонность. Например, спрос на макароны выше зимой.